Концепция проекта Закона РК по вопросам защиты прав потребителей

ПРОЕКТ

Полный текст Концепции


Концепция
проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам защиты прав потребителей»

1. Название проекта закона

Проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона

Концепцией правовой политики на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 

2009 года № 858 предусмотрена необходимость урегулирования отношений, связанных с обращениями граждан в негосударственные организации по вопросу защиты своих прав и законных интересов, включая соблюдение сроков рассмотрения, установление ответственности организаций и их должностных лиц за рассмотрение обращений потребителей их услуг, а также введения новой системы защиты прав потребителей, усиления защиты прав собственности и договорных обязательств, которые также предусматривают коррекцию отдельных элементов судопроизводства и введение ускоренного искового производства.

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» поставлена задача о необходимости институционального усиления и активного использования потенциала общественных организаций по защите прав потребителей, включая расширения возможностей по проведению экспертиз качества и безопасности товаров и услуг, опубликования перечня некачественной продукции и ее производителей.

Кроме того, во исполнение Предвыборной программы Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева «Преемственность. Справедливость. Прогресс» необходимо принятие комплекса мер по защите рынка от некачественной и опасной продукции, а также приведение в соответствие законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования с положениями договорно-правовой базы ЕАЭС.

Повышение качества жизни казахстанцев неразрывно связано с повышением уровня защиты прав потребителей. От защищенности потребителей зависит и развитие предпринимательства. Только уверенные в своих правах потребители обеспечат повышенный спрос на товары, работы и услуги.

Указом Главы государства создано Министерство торговли и интеграции (далее - Министерство) с передачей ему функций и полномочий Министерства национальной экономики в области защиты прав потребителей. Министерство должно обеспечить эффективное управление и целостное решение вопросов защиты внутреннего рынка и прав потребителей.

На сегодняшний день систему защиты прав потребителей формируют государственные и общественные организации.

В государственной системе защиты прав потребителей участвуют 14 центральных государственных и 17 местных исполнительных органов, органы прокуратуры и суды.

Негосударственная система включает в себя общества по защите прав потребителей, иные организации и непосредственно потребителей.

В среднем ежегодно на рассмотрение государственных и общественных организаций поступает порядка 40 тысяч жалоб потребителей, из которых не менее 30 % рассматриваются обществами по защите прав потребителей.

В 2018 году в государственные органы, местные исполнительные органы и общественные объединения потребителей поступило 35 тысяч обращений, из них около 20 тысяч письменных обращений о нарушениях прав потребителей.

По характеру вопросов наибольшее количество обращений касалось сферы финансовых услуг – более 12 тысяч (60%). Потребители обращались по вопросам займов физических лиц, страховых услуг, пенсионных накоплений, работы коллекторских и микрофинансовых организаций.

В сфере розничной торговли более 4 тысяч (20%) обращений, которые касались некачественного обслуживания, навязывания дополнительных товаров (услуг), несоответствия цен, отказа в обмене (возврате) товара, несоответствия качества товара или услуги. 

В сфере жилищно-коммунального хозяйства более 3 тысяч (15%) обращений. Вопросы касались некачественного ремонта зданий, общедомовых инженерных коммуникаций, некачественных услуг энергоснабжения, неправомерного отключения электрической энергии и начисления необоснованной оплаты, непрозрачности услуг КСК и управляющих компаний.

В сфере медицинских услуг более 1 тыс. (3 %). Вопросы касались качества медицинских услуг, отказов в госпитализации, недостатков в организации оказания медицинских услуг, нарушения этики и деонтологии;

В сфере бытовых услуг свыше 700 (2 %) обращений касались некачественного ремонта обуви, одежды, бытовых приборов, некачественных услуг по изготовлению и ремонту мебели, некачественных услуг химчисток, парикмахерских и косметологических салонов.

В сфере услуг транспорта более 400 (1 %) обращений касались некорректного поведения с пассажирами, не предоставления билетов в общественном транспорте.

Государственными органами в 2018 году по итогам рассмотрения обращений потребителей возбуждено 900 административных дел, наложено административных штрафов на сумму 20,7 млн. тенге, в том числе:

- Министерством внутренних дел 36 правонарушений, по которым наложено административных штрафов на сумму 1,5 млн. тенге,

- Национальным Банком 140 правонарушений, по которым наложены административные штрафы,

- Министерством здравоохранения по результатам проверок привлечены к административной ответственности 664 медицинских работника на сумму 11 млн. тенге,

- Министерством национальной экономики привлечены к административной ответственности 60 субъектов с наложением штрафа на общую сумму 4,5 млн. тенге,

- Министерством индустрии и инфраструктурного развития привлечены к административной ответственности с наложением штрафа на общую сумму 3 млн. тенге.

По итогам анализа информации по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей и деятельности государственных органов в сфере защиты прав потребителей, а также результатов проведенного социологического исследования в республике в 2018 году, Министерством выявлен ряд проблем, требующих разрешения.

Министерство является уполномоченным органом в сфере защиты прав потребителей и осуществляет реализацию политики и межведомственную координацию. При этом уполномоченный орган не наделен функциями государственного контроля и ограничивается дачей разъяснений основного Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». В связи с этим не обеспечивается государственный контроль в сфере защиты прав потребителей.

Защита прав потребителей другими государственными органами обеспечивается реализацией государственных функций в рамках осуществления своих основных видов деятельности. При этом государственные органы не нацелены на защиту прав потребителей, функция по защите потребителей является вторичной.

Таким образом, государственный контроль в сфере защиты прав потребителей имеет не систематизированный, фрагментарный характер. Обеспечение защиты прав потребителей осуществляется по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей.




  • 55
  • 0
  • 20 Августа 2019

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.