Закон по вопросам восстановления экономического роста

Исх. № 360-11/20
от 30 ноября 2020 года
 

 

 

Уважаемые подписчики!

 

Настоящим сообщаем Вам о том, что Сенатом одобрены изменения в Закон по вопросам восстановления экономического роста ссылка

2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:

 

….пунктов, которые вводятся 16 декабря 2020 года, 1-4 января 2021 года

 

Вносятся изменения и дополнения в ряд НПА, в том числе по ОПВ, банкам и тд.

Например, в Предпринимательский кодекс вводится норма   

Статья 25-1. Реестр добросовестности бизнес-партнеров

Государственные органы и организации обеспечивают интеграцию объектов информатизации с реестром добросовестности бизнес-партнеров.

Перечень объектов информатизации государственных органов и организаций, подлежащих интеграции с реестром добросовестности бизнес-партнеров, а также порядок интеграции определяются Правительством Республики Казахстан.

3. Реестр добросовестности бизнес-партнеров содержит в себе сведения о субъектах предпринимательства, позволяющих провести проверку благонадежности и добросовестности поставщика на основании сформированного рейтинга.

4. Порядок создания и ведения реестра добросовестности бизнес-партнеров определяется Правительством Республики Казахстан.

 

  На заседании Совета национальных инвесторов 24 мая 2019 года Главой государства поручение Национальной палате совместно с НК «Казахинвест» сформировать реестр добросовестных отечественных бизнес-партнеров, в целях решения проблемы поиска надежных со-инвесторов и бизнес-партнеров с казахстанской стороны.

      20 декабря 2019 года Глава государства выступил на втором заседании Национального совета общественного доверия с поручением Правительству и   Национальной палате создать открытую интегрированную базу данных по субъектам бизнеса, которая позволит каждому предпринимателю провести проверку своего контрагента.

Отмечено, что наполнение указанной базы данных должна проводиться на основе информации налоговых, таможенных, правоохранительных органов.

По итогам выступления Администрацией Президента Республики Казахстан разработан и утвержден План мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан, данных на втором заседании Национального совета общественного доверия от 31 декабря 2019 года № 19-32-17.481, пунктом 7 которого предусмотрено создание открытой интегрированной базы данных по субъектам бизнеса, в том числе для целей налогового и таможенного администрирования и контроля.

В настоящее время нет такого Реестра, который охватывал бы всесторонние сведения о субъектах предпринимательства, поэтому предприниматель не имеет возможности видеть своих контрагентов, их порядочность, надежность, вовремя выявить фирмы-однодневки во избежание фиктивных сделок.

Все данные по субъектам предпринимательства разрознены и не анализируются, не несут никакой пользы ни для бизнеса, ни для государства.

То есть в Казахстане на сегодня отсутствует единый источник, содержащий в себе максимально полноценную и достоверную информацию о предпринимателях, который помогал бы снижать время на поиск, идентификацию и обработку массива данных по контрагенту в Интернете и других источниках информации, а также оценивать положения компании на рынке и позволял бы определять потребность оказания мер государственной поддержки.

Национальная палата должна обеспечить разработку и ведение Реестра добросовестности бизнес-партнеров, содержащей сведения о субъектах предпринимательства и интегрированной, в целях формирования рейтингов и сведений о добросовестных отечественных бизнес-партнерах, с информационными системами и базами данных государственных органов и организаций.

Кроме того, это позволит снизить теневую экономику, начать выстраивать эффективную систему снижения рисков взаимоотношений с неблагонадежными партнерами, иметь надежную базу достоверных сведений, повысить ответственность бизнеса, выявлять факты лжепредпринимательства, банкротства, невыполняемых обязательств.

Реестр поспособствует организации работы по самоочищению предпринимательского сообщества, своевременному выявлению и ограничению случаев недобросовестной деятельности предпринимателей.

Реестр будет представлять ценность как для бизнеса, так и для государства и потребителя:

  • для бизнеса – предприниматель будет иметь возможность оценить риски сотрудничества с потенциальными партнерами, повысится ценность предпринимательской репутации
  • для государства – снизятся рыночные условия благоприятствующие теневой экономике, развитие эффективной системы предпринимательского самоконтроля, в значительной степени затрудняющие реализацию преступных схем лжепредпринимательства, корпоративной коррупции, появится достоверная база данных для анализа предпринимательского рынка;
  • для потребителя – получение качественных товаров и услуг.

Все расходы на подготовительные мероприятия по созданию, введению в эксплуатацию и сопровождение данной информационной системы будут осуществляться за счет Национальной палаты  и не потребуют финансирования из республиканских бюджетных средств.

В части передачи функции по формированию Реестра, который будет использован также в целях налогового и таможенного администрирования и контроля:

Необходима в следующих целях

- для создания Реестра добросовестных бизнес-партнеров, Главой государства поручено создать именно реестр где можно проверить на сколько добросовестен тот или иной субъект предпринимательства, определить оценки степени риска, т.е. с помощью данных, которые будут в Реестре, дается оценка добросовестности (его репутация);

- для получения сведений по субъектам бизнеса, согласно поручению Главы государства  каждый предприниматель должен иметь возможность проверить своего контрагента;

-  для наполнения базы данных и классификации предприятий, которая согласно поручения Главы государства должна проводиться на основе информации налоговых, таможенных, правоохранительных органов и отображать задолженность по налогам, наличие административных правонарушений и так далее;

- для проявления принципа должной осмотрительности, которое также озвучено Главы государства, т.е. в случае, если бизнесмен провел проверку контрагента по данной базе, и он не оказался в так называемой «красной зоне», сделка с данным контрагентом не может быть предметом уголовного преследования до начисления налогов и штрафов.

 

Если же, согласно базе данных контрагент оказался в «красной зоне» и бизнесмен все равно решил иметь дело с ним, он должен понимать все последствия такого решения.

Формирование Реестра добросовестности бизнес-партнеров предполагается путем получения соответствующих сведений из информационных систем Комитета государственных доходов Министерства финансов, уполномоченных органов в сфере информатизации, в сфере гос регистрации юридических лиц, в области гос статистики и т.д.

Таким образом, предполагается в равной степени участие уполномоченных государственных органов в наполнении Реестра.

 

В этой связи централизация полномочий создания, ведения и иных вопросов Реестра на уровне центрального исполнительного органа не представится возможным.

При этом, согласно Указа Президента от 25 августа 2014 года № 898 «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления» каждый государственный орган утверждает НПА только в соответствующей отрасли (сфере) и в пределах их компетенции (то есть например: Минфин не сможет принимать НПА действующие на сферы лицензии, таможни или правоохранительную).

Кроме того, вся интеграция объектов информатизации госорганов и организаций с Реестром добросовестности бизнес-партнеров будет осуществляется в порядке предусмотренном с действующим законодательством.

В этой связи, в целях надлежащего функционирования Реестра, необходима централизация данных вопросов (утверждение перечня объектов информатизации государственных органов, порядок их интеграции и т.д.) на уровне Правительства.

  • 16307
  • 0
  • 30 ноября 2020

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.